Алексей Бархан
Художник и дизайнер
Он любил хип-хоп и был погружен в уличное искусство еще до того, как это стало модным в России
Алексей Бархан не только изучал жанр, но и был его ярким представителем: на протяжении последней декады он стал широко известен как автор обложек и плакатов для нескольких десятков значимых артистов — Оксимирона, «Касты», Смоки Мо, Sunsay, ATL и многих других. Его иллюстрации, выполненные в нарочито небрежном стиле, кажутся созданными в аналоговую эпоху. Но несмотря на любовь Бархана к олдскулу, на его воркшопы по леттерингу записываются на месяцы вперед.
О музыкантах, для которых рисовал обложки и плакаты
Когда в Россию привозят артистов, на которых мы все росли, промоутеры обращаются, чтобы это оформил я.
Здорово подойти за кулисами к человеку, чью музыку ты слушал на кассете в школьные годы, спросить, как ему плакат, и в ответ услышать: «Nice, man, nice»
S Pen
Переводите слова и предложения одним нажатием пера Подробнее
Переводи одним прикосновением!
S Pen
Переводите слова и предложения, конвертируйте валюту и единицы измерения Подробнее
Когда я учился в институте, появился Смоки Мо, и это был полный разрыв шаблона — все ходили с открытым ртом, потому что ничего подобного раньше не слышали. Я тогда подумал, что было бы круто нарисовать для него обложку, хотя в то время я только учился, ничего толком не понимал, рисовал какой-то типичный школьный трэш в тетрадках. Но я набивал руку — сделал один дизайн, другой, и вот я тот самый чувак, который нарисовал для Смоки «Время тигра».
О художниках и стилях, оказавших влияние
Помимо граффити-бэкграунда на мой вкус сильно повлияла рукотворная настенная реклама, характерная для Кубы, Ямайки, Африки, Индии. Как-то с Оксимироном мы обсуждали мой стиль, и он сказал: «Все держат тебя за регги-дизайнера, но на самом деле типичный ямайский дизайн вовсе не такой». Мирон заметил, что мой подход схож с тем, как оформляют диски этнической музыки: я опираюсь не на дизайн, производимый в стране, а на ее визуальный контекст. Я перемалывал не карибский дизайн, а карибскую бытовую графику: небрежно нарисованные на стенах буквы с яркими пятнами вокруг.
Средство самовыражения
Широкий выбор кистей, ручек, а также широкая цветовая палитра помогут в составлении планов или создании настоящих шедевров Подробнее
О различиях между дизайном и искусством
Нужно разделять дизайн и искусство. Дизайнер — человек, который решает чужие задачи и не воплощает персональные амбиции, популяризируя собственный стиль. Но в 1990-е было много дизайнеров типа Дэвида Карсона или Загмайстера, которые, получая дизайн-заказы, по сути, уходили в арт. Карсон, к примеру, сформировал весь присущий революционному периоду MTV стиль, его работы для индустрии выглядели так же, как и его журнал Ray Gun: фотографии, отксеренные несколько раз, сверху что-то выцарапано, раскиданы кляксы, текст набран символьным шрифтом Dingbats — чистая эмоция. Загмайстер тоже под видом решения чужих задач занимался самовыражением. Так же поступают вышедшие из уличного искусства авторы вроде Шепарда Фейри (создатель Obey) или французов 123Klan. В понимании классической швейцарской школы дизайна это не дизайн, а выпендреж, решение собственных творческих задач. Похоже, я такой же, как они. Я пытался быть просто дизайнером, но не получилось: шаг за шагом, год за годом я фильтрую то, что мне не подходит. Поэтому много лет работаю сам на себя.
О чувстве гармонии
Как-то раз мы с тогдашней моей девушкой-диджеем поехали в Испанию на Rototom, самый большой фестиваль регги, который длится неделю. А оттуда — на Ибицу, где у нее был знакомый, который посреди люксовых танцевальных заведений держал регги-бар в ямайском стиле. Подруга взяла с собой винил и играла в этом баре на берегу. А я ходил по пляжу с блокнотом, делая зарисовки, и в какой-то момент хозяин бара предложил мне разрисовать пару пустых стен в заведении. И тут круг замкнулся. Моя подружка ставит дансхолл. А я на берегу моря, босой, с дредами по пояс, без эскизов рисую вывеску на кривой железной двери. Почувствовал себя героем клипов, которые смотрел когда-то.
Новой способ взаимодействия
со смартфоном
Запустите камеру, чтобы с помощью Bixby получить
информацию о достопримечательностях и ресторанах
или узнать перевод меню.
Подробнее
О ностальгии и движении вперед
Нам всем свойственно ныть по разным поводам. Дима Егоров a.k.a. Габонская Гадюка, судья Versus, спец по кроссам и просто хороший чел, называет состояние, в которое впадают многие артисты, зависшие в своем «золотом времени», Нарнией. Ты как бы живешь в шкафу. А некоторые умудряются в дне шкафа просверлить дырки, высунуть ноги и ходить еще другим объяснять, как надо жить. Да я и сам, если уж на то пошло, до определенного момента жил прошлым. Но жизнь не стоит на месте — благодаря работе над собой и экспериментам из своей «Нарнии» я все-таки вышел.
О самоидентификации
Я не люблю слово «леттерер» (используется профессионалами как русский аналог lettering artist — художник, рисующий буквы) и не считаю себя иллюстратором. Я занимаюсь графическим дизайном, но это такой «дизайн себе на уме». Поэтому я всем говорю, что «рисую картинки и буквы». И то, что взрослый человек так описывает свою работу, отражает в том числе и мой слегка ироничный подход к профессиональной деятельности.
О вдохновении
Как-то я общался с Иваном Гладких (известный тайп-дизайнер, занимается разработкой шрифтов и преподаванием), и он мне сказал: «Вы, художники, какие-то странные, ждете вдохновения, думаете, что вот — муза прилетела, на плечико села.... А надо просто работать». И мне симпатичен такой подход. Мы, дети пост-Cовка, всегда ждем, когда будем к чему-то внутренне готовы. Ты с детства не привык контролировать свою жизнь, ты привык терпеть: чтобы посмотреть мультик, ты должен дождаться «Спокойной ночи, малыши». Став старше, во время учебы, думаешь: вот наступят каникулы — и начнется! И так всю жизнь, и с годами все меньше простора для маневра. Для себя я понял: не надо ждать. Ты готов ровно в тот момент, когда ты начал что-то делать.
О работе и коммуникации
Для нас, творческих людей, которым комфортно целыми днями сидеть дома, слушать музыку и с утра до ночи что-то рисовать, взаимодействие с социумом — крайне сложная тема. И через преподавание ко мне пришло понимание, что я, человек, который всеми, включая себя, считался интровертом, стал испытывать искреннее удовольствие от общения с людьми.
О рабочих инструментах
Я очень долго отказывался от графического планшета — до 2010 года я рисовал при помощи мышки и достиг достаточно больших высот в имитации ей ручной графики. Потом мне подарили планшет, я болезненно привыкал к нему неделю, но теперь без него работы не представляю. Мне близка имитация аналоговых техник, поэтому всегда, когда у меня есть возможность, ограничиваюсь Photoshop, даже если это большие плакаты. Работая над логотипами, естественно, не обхожусь без векторной программы Illustrator.
О проекте «Афиши» и Samsung
Мы придумали приложение, рисующее экспрессивные каллиграфические формы, которыми пользователь управляет при помощи курсора. У меня прописано десять форм — взмах кисти, в центре которого спрятан намек на корейский иероглиф, означающий «Без границ». В зависимости от нажима, скорости движения и других особенностей пользовательской моторики получается уникальная графика, которая складывается в абстрактную композицию. Азиатская каллиграфия для меня подобна темному лесу, уже не говоря про взаимодействие с программистами приложений. Получился интересный выход за привычные границы.
О прогрессивных современниках
Меня восхищает подход к работе каллиграфа Покраса Лампаса. Этот человек отличается довольно нехарактерным для творческих людей методом: у Сени исключительная работоспособность и четкое стратегическое мышление. Плюс грамотное использование всех доступных интернет-ресурсов. Многие иностранные авторы в курсе его деятельности и говорят, что Покрас ведет себя так, как в этом жанре просто не принято: «In a rock star way» («Как рок-звезда». — Прим. ред.).
Об экспериментах
В последнее время получаю большой кайф от того, чего давно не делал, — странных коллажных росписей вещей. Недавно для поездки в Лондон я в гипермаркете купил пошленький чемодан с фотопринтом и полностью его расписал. Работа вне границ листа и экрана, очень такое люблю. В Лондоне я сходил на выставку Баскии, впервые увидел его работы живьем. Я понял, что очень давно, даже когда не знал его имени, я часто ориентировался именно на такой подход: тут и там я обращаюсь к сочетанию разных инструментов, дефекту, перерастающему в эффект, эстетизации дисгармонии. С этими темами мне очень хочется продолжить эксперименты в будущем.
Об энергообмене и преподавании
Приходили ученики самого начального уровня, и мне удавалось выстроить для них схему, шаг за шагом раскрывающую работу с рисованной буквой. На третий день, когда они выкладывают итоговые картинки, всегда видно, какой огромный рывок они совершили. Это невероятно заряжает. Понимаю, почему артисты подсаживаются на концерты: энергообмен с аудиторией — это очень настоящая, мощная штука.
О планах на ближайший год
Этот год — период разжима залипавших клавиш. Я разбираюсь с разнообразным житейским грузом, накопившимся во мне за многие годы. Авторы, чья продуктивность меня впечатляет, — это люди, которые очень системно и сбалансированно подходят к собственной работе, не распыляясь на шумность бытия. Считаю, я все еще в процессе формирования, и верю, что главные шаги у меня впереди. Так что планы, как говорил Аркадий Райкин, у нас замечательные, большие и творческие.